Развивающая среда в детском саду — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда,  музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

Создание полифункциональной предметно-пространственной среды  — одно из основных условий эффективной деятельности дошкольной организации. Предметно-пространственная среда, созданная в нашем детском саду, соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.

На территории детского сада – беседки, цветники, малые спртивные и игровые формы, огород, крытые песочницы, спортивная площадка.

В группах детского сада создана благоприятная  предметно-развивающая среда,  которая обеспечивает  развитие ребенка по пяти образовательным областям «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» (согласно государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан).

Среда  соответствует  комплексу материально-технических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей согласно их возрастным особенностям и потребностям. Среда полифункциональна, вариативна, динамична.

Содержание среды соответствует культурно-историческим ценностям, национальным традициям, закладывает основы первичного мировоззрения, способствует успешной социализации детей.

Коридоры детского сада украшают картины о  Казахстане, работы совместного творчества детей, родителей и  педагогов детского сада изготовленные  из фоамирана в рамках программы «Рухани жаңғыру».

Стенды, расположенные в приемных групповых ячейках, носят информационный характер по разделам: «Информация для родителей», «Меню», «Выставка детских работ», «Объявления», «Советы логопеда», «Қазақшаңыз қалай?».

Папки-передвижки, расположенные в каждой возрастной группе оформляются индивидуально, носят тематический характер, информация сменяемая, соответствует запросам родителей и перспективному планированию работы с родителями.

В групповых комнатах размещены: дидактические демонстрационные стенды  с алфавитом, числовой прямой; уголки дежурств, указывается маркировка:  «Наши шкафчики». «Наши полотенца», «Наши кровати».

Помещения детского сада оформлены стендами информационного и познавательного характера. Для каждой возрастной группы имеется стеллаж направленный на освещение событий и мероприятий, проводимых в дошкольной организации,  где размещены творческие работы воспитанников детского сада. Имеются информационные стенды: «Оказание Государственных услуг» — для родителей детей,  вновь поступающих в детский сад, «Профсоюзный уголок», стенды по пожарной безопасности, ЧС, антитеррору, антикоррупции и правовому воспитанию. В методическом кабинете имеются стенды: «Инновационные технологии», «Аттестация», «Планирование», «Держим на контроле» и стеллаж с материалом по программе «Рухани жаңғыру». Имеются стенды в музыкальном и спортивном зале, в кабинете казахского языка. В кабинете по изучению казахского языка стоит настоящая юрта, в которой проводятся занятия по изучению традиций и обычаев казахского народа.

В нашем детском саду дети знакомятся с символикой Республики Казахстан: флагом, гербом, гимном. Имеется электронная презентация «Символика  Республики Казахстан». В каждой возрастной группе оформлен уголок по нравственно – патриотическому воспитанию.

 

Оснащение групп и кабинетов

Коммунальное государственное казенное предприятие  «Ясли – сад № 14»  акимата города Рудного оснащён  необходимым  оборудованием и мебелью, в соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования» и  в соответствии с целями безопасности  и психического благополучия детей.

Предметно – развивающая среда в детском саду создана в соответствии с требованиями программы, возрастными особенностями детей и отвечает требованиям:

  • безопасности;
  • доступности;
  • многообразии;
  • содержательности;
  • многофункциональности;
  • привлекательности.

Каждая группа оборудована детской мебелью для игровой комнаты, мебелью для спальной комнаты, мебелью для групповой кухни. Приемные  комнаты (раздевалка) оснащены шкафами для детей и персонала, скамейками.

Все возрастные группы КГКП «Ясли – сад №14» оснащены дидактическими средствами и оборудованием для разностороннего развития детей. Имеются  музыкальные центры, телевизоры, DVD-проигрыватели.

В групповых комнатах имеются: дидактические и развивающие игры и игрушки, конструкторы, наборы для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевые игры, пазлы, музыкальные игрушки, спортивные игрушки, куклы, машинки, настольно – печатные игры, детско – художественная литература на казахском и русском языке, энциклопедии, а также оборудование для оснащения педагогического процесса.

В группе раннего возраста  № 5 созданы все условия для быстрой и комфортной адаптации детей в детском саду. Много интересных игрушек,  поделок, книжек-малышек переключающих внимание детей. Продуманно организованы условия для различной детской деятельности: оборудован уголок сенсорного развития, уголок «Дом» оснащен детской игровой мебелью, встроенной кухней и необходимыми дополнительными атрибутами. Шкафчики для игрушек выполнены в виде паровозика. Имеется уголок для игр с песком и  водой, уголок природы. Уголок для игр с различными видами строителя, уголок ряженья, музыки, уголок книги, парикмахерская и другие уголки размещены в удобных, доступных для детей зонах. В группе богатый дидактический материал, очень много сделано руками педагогов.

Во всех группах предметно-развивающая среда оформлена с соблюдением принципов ее построения: эстетически организована, построена с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания, продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков.  Это позволяет детям удовлетворять двигательную активность, свободно заниматься различными видами деятельности в соответствии со своими интересами. Игровые зоны распределены так, чтобы и девочки и мальчики могли найти себе комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.  В оформлении предметно-развивающей среды просматривается взаимосвязь с изучаемым материалом, рассматриваемом в учебном блоке.

 

В детском саду имеется:

  • Музыкальный зал;
  • Спортивный зал;
  • Кабинет по изучению казахского языка;
  • Кабинет логопеда;
  • Кабинет психолога;
  • Кабинет по робототехнике и LEGO – конструированию.

 

Кабинет по изучению казахского языка находится на втором этаже двухэтажного здания детского сада и занимает 37.7 м2.

Кабинет обеспечен  программами,  методическими пособиями и дидактическими играми. Кабинет оформлен в национальном стиле, центральная стена расписана художником по мотивам казахского быта. Обучение детей казахскому языку  проводится в   соответствии  с  планами  по  каждой  возрастной  группе.

В кабинете имеется настоящая стилистическая юрта для занятий с подгруппой детей  и полностью оборудованной в национальном казахском стиле.

Кабинет оснащен телевизором, музыкальным центром, ноутбуком, дидактико-методическими пособиями, игровым оборудованием. Также, в кабинете в рамках программы «Рухани Жаңғыру» создан и функционирует мини – музей «Юрта».

Кабинет психолога, располагается на втором этаже детского сада. Общая площадь кабинета 15,9 м.кв. Атмосфера кабинета спокойная, располагающая. В оформлении  использованы пастельные тона. Кабинет включает в себя:

üзону организационно – планирующей деятельности (рабочая);

üзону индивидуальных и групповых занятий;

üзону релаксации.

Дизайн и цветовое оформление создает успокаивающую обстановку, способствует восстановлению душевного равновесия, выравниванию эмоционально – психологического состояния детей. Ребенок может уединиться, расположившись на мягком диване в окружении множества мягких игрушек. Кабинет оснащён современной мебелью и коррекционным материалом.

 

В музыкальном зале имеются народные казахские музыкальные инструменты, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, стульчики, оборудование для зала, технические средства: музыкальный центр, телевизор, ноутбук, пианино, синтезатор и  учебно – наглядный материал.

Имеется перечень музыкально-дидактических игр, методической, дополнительной, нотной литературы. Разработан и оформлен подбор  этюдов для развития выразительности в движениях, дыхательных и артикуляционных упражнений. Собраны сценарии вечеров развлечений, утренников, праздничных мероприятий, консультации для родителей. Закуплен большой ассортимент костюмов для театральной и концертной деятельности. Имеется большая новогодняя ёлка и очень много новогодних украшений.

 

Спортивный зал находится на первом этаже двухэтажного здания детского сада, спортивный зал занимает 51,9 м2. Помещение светлое, теплое, имеет 3 окна, освещено лампами дневного света. Интерьер подобран в едином цветовом решении и стиле: белый потолок, фисташковые стены, легкие зеленые шторы с рисунком, бордовый ковер, светлая мебель. Для физического развития дошкольников имеется: канат для лазанья, маты, бревно, кегли, степ – платформы для фитнеса,  мячи разной величины, скакалки, флажки, обручи, гимнастические палки, мягкие модули, ленты, лыжи, дуги, гантели, штанги и т.д.

 

Кабинет по робототехнике и LEGO – конструированию оборудован современной мебелью и конструкторами нового поколения: Робо-мышь, электротехнический конструктор «Знаток», «LEGO Boost», LEGO MINDSTORMS, конструктор «ТИКО» ,ЙОХОкуб и Блю — Робот. Все конструкторы  отвечают современным требованиям, а самое главное, детям  интересно, увлекательно и познавательно. Имеется рабочий стол для педагога, отдельные столы для работы детей по LEGO – конструированию, для индивидуальной работы оформлена LEGO – стена, два выставочных стола для детей младшего и среднего возраста и старшего от 4 до 6 лет по работе с конструктором LEGO – течинс. Для соревновательной робототехники имеются 2 стола, один стол для работы с робо – мышью и второй для Блю – робота. Вдоль стены имеются  полки с выставками детских работ с ЙОХОкубом и современные стеллажи с конструкторами нового поколения.

 

Методический кабинет оборудован шкафами и полками для книг и пособий, персональными компьютерами, принтерами, для работы педагогического коллектива. Материал методического кабинета рассортирован на блоки:

  1. Нормативные и инструктивные документы;
  2. Организационно-методическая деятельность;
  3. Организационно-педагогическая деятельность;
  4. Взаимодействие с родителями;
  5. Документация по содержанию анализа и контроля работы ДО;
  6. Наглядно-иллюстративные материалы;
  7. Инновационные технологии;
  8. Литература педагогическая, детская, периодические издания.

 

Кабинет логопеда находится на втором этаже и  оснащён определённым оборудованием: рабочий стол для педагога, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением, раковина, маленькие зеркала по количеству детей, наборное полотно, кассы букв, дидактические пособия для коррекционной логопедической работы, методическая литература.

 

Вывод: создание предметно-развивающей среды в дошкольной организации находится на организационном этапе, хорошими темпами идёт пополнение материально-технического оснащения в соответствии с требованиями программ, реализуемых в детском саду.

В ДО имеется достаточное количество кабинетов для специалистов, что дает возможность, в соответствии с требованиями, создать среду для качественной работы каждому предметнику.

 

Работа по профилактике детского травматизма

Профилактику детского травматизма в ДО обеспечивает постоянная работа, направленная на предупреждение несчастных случаев с детьми, на создание безопасных условий пребывания детей в детском саду. Рейды по группам проводятся 1 раз в месяц, инструктаж сотрудников – 1 раз в 2 месяца (по плану), а без плана – по каждому случаю нарушения правил организации педагогического процесса.

Воспитатели регулярно проводят беседы с детьми по «Правилам безопасного поведения» во всех помещениях и на территории ДО.

С родителями проводятся беседы о причинах детского травматизма. Выставляются рекомендации и консультации на сайт дошкольной организации и Инстаграмм.

 

Обеспечение безопасности воспитанников

В целях обеспечения безопасности воспитанников регулярно проводится технический осмотр основных элементов здания.

Двери эвакуационных выходов оборудованы легко открывающимися запорами, на лестничных маршах и в групповых комнатах обозначены пути эвакуации.

Имеется тревожная кнопка, система видеонаблюдения, как внутри детского сада (коридоры, группы, музыкальный зал, кухня), так и с улицы (участки, все входы в детский сад, хоз.двор, спортивный участок).

Для обеспечения пожарной безопасности здание ДО оборудовано противопожарной сигнализацией, имеются первичные средства пожаротушения.

 

Практические мероприятия, формирующие способности воспитанников и педагогов к  действиям в экстремальных условиях.

Обучение сотрудников:

  • по основам ГО и ЧС;
  • по противопожарной безопасности;
  • по электробезопасности;
  • по охране труда и технике безопасности.

Плановые эвакуации по действиям в экстремальной ситуации: угроза взрыва, теракта, пожара.

Проведение инструктажа и занятий:

  • по охране труда технике безопасности;
  • по противопожарной безопасности;
  • по оказанию первой медицинской помощи.