Ата-аналарға ақпарат «Қазақ тілі оқыту үшін ойының ролі» «Роль игры при изучении казахского языка» (информация для родителей) «Игpa – этo oгpoмнoe cвeтлoe oкнo, чepeз кoтopoe в духoвный миp peбeнкa вливaeтcя живитeльный пoтoк пpeдcтaвлeний, пoнятий. Игpa – этo иcкpa, зaжигaющaя oгoнeк пытливocти и любoзнaтeльнocти». В. A. Cухoмлинcкий.

Можно по-разному интерпретировать данное высказывание Уильяма Шекспира, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых ситуациях, осваиваем непреложные правила социального общения, «примеряем» на себя разные роли, в том числе и профессиональные, а главное, учимся взаимодействовать с партнерами по игре.

Так что же такое «игра»? Разные ученые дают ей разное определение, но очевидно, что любая игра имеет определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.

Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши- завтрашние хозяевастраны. И поэтому необходимо уже сегодня заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучения язык, тем легче усвоить его. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости знать государственный язык.
На современном этапе развития общества, вопрос обучения государственному языку, становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Двуязычное обучения в детском саду предполагает практическое овладения ребенка казахским и русским языками, как средствами общения.
Ушинский писал: « Язык народа лучший никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет, всей духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ, и вся его Родина.»
Изучение языка- нелегкое дело, однако человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем любой владеющий одним. Решения этой проблемы, в насыщенности содержания образования культурно- историческим материалом, в организации системного подхода к образовательно-воспитательному процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и само реализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются использование новых форм и игровых технологий. Основными задачи по изучению казахскому языку в дошкольном учреждении: с помощью игры научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования произношения специфических звуков казахского языка.
В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир- это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению казахского языка развивают познавательные интересы детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые на организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно», «Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или игровой форме.
На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие игры: «Бусы», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто больше?» Кто позовет слов по определенной теме тот и победитель. По ходу игры я беру на заметку кто усвоил тему, а кто нет. С целью создания интереса разыгрываем разные игровые ситуации. Например: предлагаю отправится в продуктовый магазин, на прием к врачу, поездку в Астану, и путешествии. При изучении тем: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животное» и др. на организованная учебная деятельность по казахскому языку, своевременно закрепляются в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин», «Больница» и.т.д. Я организую работу с детьми с учетам их индивидуальных особенностей. В игре «Покажи и назови» отражается индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я называю слова, а он показывает, а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает , называет цвет на казахском языке. Соответственно на занятиях ведется работа в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Кыз куу». Выбирается мальчик и девочка одинакового уровня знании. Я или сильный ребенок называет слова на русском языке. А игроки говорят перевод на казахском языке. Кто первым сказал слово делает шаг в перед. Кто дойдет до финиша первым, тот и победитель. Игра «Покажи правильно». Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети должны показать соответствующую карточку. За правильный ответ получают асыки. У кого больше тот и победил. Еще дети любят играть в подгруппах. А для успешной игры реализации поставленной задачи по обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной деятельности необходимо наработка и систематизация доступного материала для усвоения детьми казахского языка с использованием новых форм и технологий. Поэтому, был организован краеведческий мини-музей. Где собирался дидактический, наглядный материал для изучения родного края.
Одним из критериев игровой деятельности- это разнообразные формы работы с детьми:

• Экскурсии-путешествия;
• Театрализованные игры,
• Выставки и конкурсы.

Игры на уроках казахского языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению казахского языка начинает ослабевать.

Продолжение изучение и закрепления казахского языка отражается в игровых организованных учебных деятельностях как  «Хочу все знать», «Знатоки казахского языка», «Лидеры ХХI века» и.т. Например: в организованной учебной деятельности на тему «Хочу все знать» проводится в форме конкурса. Дети делятся на две команды выполняют разные задания, за правильные ответы получают асыки. В конце какая команда больше собрала асыки, те побеждают.В заключении хочу сказать, что дети играя учатся применять свой знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В игре воспитывается интерес к изученигосударственного языка.

 Игра- важное средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображения, способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх отражаются и развиваются знания и умения, полученные на организованной учебной деятельности, театрализованные представления и всевозможные игры наиболее подходящие, приемлимые по изучению казахского языка.

Қазақ тілі мұғалімі: Бегайдарова А.Н