1. Таңертең – утро
Қайырлытаң! — Доброе утро! Сәлеметсіңбе — Здравствуй
Қалыңқалай? — Как дела?
Жақсы — Хорошо
2. Әңгіме-Беседа
Өзмекен–жайыңдыайт ( көшесі, үй, пәтернөмірі) — Назови свои адрес
Сеніңсүйіктіойыншықтарың бар ма? Қандай? — Какие у тебя любимые игрушки
Сеніңдосың бар ма? — У тебя есть друг ?
Кімменойнағандыжақсыкөресің?- С кем ты дружишь?
Сен кімменкелдіңбалабақшаға? — Ты с кем пришел в детский сад?
Жолда не көрдің? — Что видел по дороге?
Кешке не істедің? — Что делал (а) вечером?
3. Тазалықәдеттерінқалыптастыру – Формирование гигиенических навыков
Әрқашантаза,жинақыжүретінбалалардыңдостарыкімдер?
— У чистых опрятных детей кто друзья
Айна,тарақ,сабын,сүлгі,су — Зеркало,расческа,мыло,полотенце,вода
Дәретханаданкейінқолдарымыздыжууғаұмытпаймыз – Не забудьте после туалета мыть руки
Тазалық-денсаулықкепілі — Чистота – залог здоровья
Сабын–мыло
Сабынсалғыш – мыльница
Орамал-полотенце
4.Таңғы ас- Завтрак
Миша бүгінгітаңғыастыбілгісікеледі-Миша хочет знать , что сегодня на завтрак
Біздіңбойымыздыңөсуінеботқаныңқандайпайдасыбарынқуыршақ Катя бізгеайтыпберші! – Кукла Катя расскажи, как каша помогла вырасти!
Миша үстелдіңәдемібезендірілгенінеқарап, таңдануда- Миша рассматривает столы и восхищается , как красиво они сервированы
Еңұқыптыүстел- Самый аккуратный стол
Ең таза тәрелке- Самая чистая тарелка
Тамақтану – Прием пищи
Ұқыптытамақтанамыз- Аккуратно едим
Нандыаламыз- Берем хлеб
Үндемейтамақтанамыз- Едим молча
Ауызымыздыжауыпшайнаймыз- Жевать с закрытым ртом
Майлықтықолданамыз-Пользоватся салфеткой
Үстелбасындадұрысотырамыз- Правильно сидит за столом
Пышақтықолданамыз- Пользуемся ножом
Шанышқыныдұрысқолданамыз- Правильно обращаемся с вилкой
Тамақтымұқиятшайнаймыз- Тщательно пережевываем пищу
Таңертеңгілікасқашақырамын — Приглашаю на завтрак
Ас дәмдіболсын — Приятного аппетита
Рахмет — Спасибо
Ас дәмдіма? — Пища вкусная?
Иә,дәмді — Да,вкусно
6.Ұйымдастырылған оқу-әрекеттерінедайындық- Подготовка к занятию
Убираем игрушки на свои места-Ойыншықтардыөзорындарынақоямыз.
У каждой игрушки есть свой домик — Әройыншықтыңөзүйі бар. Поставьте игрушки на свои места — Ойыншықтардыөзүйлерінеқояйық.
Әрбірзатқақамқорлықпенқараймыз — Бережно обращаемся с каждой вещью
Әрбірзаттыөзорнынақоямыз – Кладем вещи на место
7. Шынығу – закаливание
Оянамыз — Просыпаемся
Тұрамыз — Встаем
Арқамызғажатамыз — Ложимся на спинки
Көздеріңдіашыңдар — Откройте глаза
Көрпелеріңдіашындар — Откиньте одеяло
Қайырлытүн! — Добрый день!
Керілеміз, созыламыз — Потянулись
8.Серуен – прогулка
Серуенгедайындаламыз — Готовимся к прогулке
Киінеміз — Одеваемся
Көмектесіпберіңізші — Помогите, пожалуйста
Еңалдыменшұлықтыкиеміз, содансоңшалбар, күрте — Сначала наденем колготки, затем брюки, кофту
Меніңжанымакел — Подойди ко мне
Мен сағанқұлықшыныңныңбауынбайлауғакөмектесемін — Подойди ко мне, я помогу завязать шапочку
Түйменітағуғакөмектесемін — Помогу застегнуть пуговицы
Жолдасыңнанкөмексұра — Попроси помощь у товарища
Әркиімдіұқыптыжина — Каждую одежду складываем аккуратно
Әркиімніңөзорны бар — У каждой вещи свое место
Құлықшынды, күртелердіжоғарғысөрегеқоямыз — Шапочки, кофты кладем на верхнюю полку
Екі — екідентұрамыз — Встали парами
Өзкиімдеріңдітексеріңдер — Проверьте свою одежду
Түйме — Пуговицы
Бауларды — Шнурки
Ештеңеұмытқанжоқсыңдарма? — Ничего не забыли?
Ойыншықтардыкімаппарады? — Кто понесет игрушки
Екі-екіденбарамыз — Идем парами
Қыз, ұл — Девочка, мальчик
Өзеркімен — По желанию
Бүгінеңбіріншітұрады — Сегодня первая пара
Қалмаймыз — Не отстаем
Тездетіңдер — Поторопитесь
Қолдарымызданұстаймыз — Держимся за руки
Өзіміздіңжерімізгебарамыз — Идем на участок
Ауарайынбақылаймыз — Наблюдаем за погодой
Ауақандай? — Какой воздух?
Ауа таза — Воздух чистый
Ауарайықандай? — Какая погода?
Ауарайыашық — Погода ясная
Ауарайыбұлыңғыр — Погода пасмурная
Игра — естественная деятельность детства. Задача дошкольного образования — по мнению философа и педагога С.И. Гессена — состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры. Поэтому во второй половине дня в группах проовожу сюжетно-ролевые игры, дидактические,подвижные и национальные игры.
Читаем и драматизирум сказки на казахском языке.
Например в группах были выбраны сказки, наиболее любимые детьми и знакомые им с самого раннего детства, такие как «Колобок», «Теремок» и т.д. В начале обучения, так как дети еще мало говорили с целью облегчения их участия в игре-драматизации «Колобок», была ведена роль сказочницы.
Игра-драматизация стала стержнем в работе по изучению казахского языка в русскоязычных группах, начиная уже с младшей группы.
Как богат и красив казахский язык! Народ веками хранил и передавал из уст в уста сказки, эпосы, пословицы, поговорки. В современном казахстане огромное внимание уделяется изучению казахского языка, Огромный труд вложил в развитие грамматики, лексики,фонетики казахского языка такие языковеды: М.Г Арынов, С. Кенесбаев,К. Кайдари.
Казахский язык мелодичен, многогранен, полон философского смысла, точен в передаче того или иного значения. Чтобы выучить казахский язык, достичь его понимания, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, пришел в детский сад. Начиная с детского сада необходимо привить любовь к родному краю, к культуре казахского языка, применяя во время учебной деятельности билингвальный компонент, могут заложить крепкий фундамент для изучения казахского языка ребенком предшкольного возраста. Очень эффективно пошаговое обучение языку: шаг первый — обучение фонетике. Ведь именно фонетика – основа для изучения любого языка. Правильное произношение специфических казахских звуков необходимо отрабатывать в возрасте 3 – 6 лет. Исходя из моей личной практики, дети найболеевоспримчивы к правильному произношению звуков, если обучение проводить в форме игры.
Подводя итоги учебной деятельности, педагог говорит детям, что они научились здороваться на казахском языке и чтобы они каждое утро приходили в детский сад и здоровались со всеми окружающими по – казахски. Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют словарь дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка.
Следует отметить, что коммуникативная обстановка должна
характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой
дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Созданию такой обстановки способствует
также оснащение учебной комнаты игрушками, игровыми атрибутами, магнитной
доской и магнитофоном. Все это является необходимыми условиями для детей
дошкольного возраста.
Применение игровых технологий дает положительные
результаты, что сказывается на достижениях детей к концу учебного года.
Қазақ тілі мұғалімі: Бегайдарова А.Н