Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, направленных на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту нормированного звука. Упражнения даны для всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединены единым сюжетом .
С этой целью с детьми разучивается комплекс артикуляционной гимнастики под названием: “Веселые истории о Язычке”. Разучивание артикуляционной гимнастики сопровождается показом картинок.
- Жил-был Язычок. У него был вот такой домик (показ).
1. Упражнение “Домик”.
Дети широко открывают рот.
- Спал Язычок в своей кроватке. А кроватка была вот такая.
2. Упражнение “Кроватка Язычка” (показ)
Рот открыт, широкий язык лежит внизу, передняя часть языка соприкасается с нижними резцами. Боковые края языка прижаты к нижним боковым коренным зубам…
- Однажды, утром проснулся Язычок и стал делать зарядку, как этот мальчик (показ картинки и показ выполнения упражнения логопедом).
3. Упражнение “Утренняя зарядка”.
Открыть рот. Верхние и нижние зубы видны. Кончиком языка касаться уголков рта. Следить, чтобы язычок не скользил по нижней губе.
- Сделал наш Язычок зарядку и включил телевизор, он был таким (показ).
4. Упражнение “Телевизор”.
Приоткрыть рот. Губы вытянуть окошечком вперед. Хорошо видны нижние и верхние зубы. Зубы сомкнуты (это упражнение необходимо для постановки шипящих звуков).
- Зазвучала красивая песенка. Девочка пела так (показ картинки и упражнения).
5. Упражнение “Песенка девочки” –а-а-а.
Рот открыт, широкий язычок прижат к нижним зубам, спинка языка не прогибается, а лежит спокойно в полости рта. Это упражнение необходимо для постановки свистящих, йотированных звуков. Довольно длительное время занимает отработка данного упражнения, так как у детей с ОНР язык в момент произнесения звука [а] оттягивается назад.
- Выключил Язычок телевизор и решил выйти на улицу посмотреть, какая сегодня погода, но дверка в домике закрыта. Язычок стал открывать дверку, а делал он это вот так (показ).
6. Упражнение “Язычок открывает дверку”.
Рот приоткрыт. Зубы сомкнуты. Язык с силой толкается в нижние зубки.
- Дверка отворилась, выбежал Язычок на улицу, посмотрел вверх: ярко ли светит солнце и нет ли туч на небе? А потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле?
7. Упражнение “Посмотри на солнышко и на землю”.
Рот открыт. Язычок тянется к носу, а потом к подбородку. При выполнении этого упражнения, у логопатов хорошо растягивается подъязычная связка, а без достаточно хорошо растянутой уздечки трудно поставить звук [р]. Во время выполнения этого упражнения необходимо обращать внимание детей на то, что, когда язычок тянется к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы. Это упражнение полезно тем, что одновременно с работой язычка, уздечки в работу активно включаются губы.
- Тут послышался голос мамы. Она приготовила вкусные блинчики. Позвала мама Язычка домой, но он не послушался. Давайте его накажем.
8. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.
Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.
- Прибежал он домой, извинился и стал кушать только что испеченные блинчики, которые лежали на тарелочке.
9. Упражнение “Блинчики на тарелочке”.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю
губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения
“Накажем непослушный Язычок”, т.к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок
становится широким.
При выполнении упражнения “Блинчик на тарелочке” необходимо следить за тем,
чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язычок далеко. Он должен
только накрывать нижнюю губу.
- Кушал Язычок блинчики, а рядом на столе лежали разные сладости.
10. Упражнение “Вкусная конфетка”.
Имитировать жевание вкусной конфетки. Губы сомкнуты. Активно работают губы и щеки по направлению часовой стрелки.
- Съев вкусную конфетку, решил наш Язычок отведать мороженое. Оно было до того замечательное, что от удовольствия Язычок облизал верхнюю губку.
11. Упражнение “Чудесное мороженое”.
Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
- Тут Язычок вспомнил, что именно на сегодняшний день у него есть билет в гастролирующий цирк. Язычок быстро собрался и отправился на представление. Вышел на улицу наш дружок и увидел возле дома новый забор, он был вот таким.
12. Упражнение “Заборчик”.
Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.
- Полюбовался Язычок новым забором и быстрей побежал дальше. А вот и здание цирка. Оно было большое и красивое.
13. Упражнение “Здание цирка”.
Широко открыть рот.
В фойе цирка клоун встречал всех зрителей своей веселой, широкой улыбкой.
14. Упражнение “Веселый клоун”.
Растянуть губы в улыбке, а затем снова вернуться в исходное положение.
- Усевшись поудобнее в кресло, Язычок увидел ведущего представление – слоника. Слоник сообщил о начале развлечения и важно вытянул хоботок вперед.
15. Упражнение “Хоботок”.
Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.
- Неожиданно на арену цирка выбежала лошадка, она цокала копытами так (показ).
16. Упражнение “Лошадка”.
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Тут вышли мишки-толстышки (показ). К ним навстречу выбежали ребятишки- худышки (показ).