(Рекомендации необходимо принять во внимание родителям дошкольников.)

При недоразвитии фонематического слуха наблюдаются стойкие, повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости – глухости, твёрдости – мягкости звуков. Реже, но встречаются смешивания свистящих – шипящих, соноров «р – л». Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: пропуск букв, перестановка букв и слогов («окно – онко»), «лишние буквы», чаще всего, при стечении согласных («дружно – дуружно»), слитное написание элементов нескольких слов, слитное написание предлога со словом, раздельное написание приставки и корня слова («на стене – настене, устала – у стала»). Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. И именно отсутствие концентрации внимания на интонационной стороне речи учителя, диктующего им текст, приводит к нелепым, на первый взгляд, и случайным ошибкам: отсутствие точек в конце предложения, заглавной буквы в начале и запятых в составе самого предложения. Ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического слуха и звукового анализа, препятствует полному усвоению орфографических правил, т.к. в силу указанных нарушений применить их на практике ученик не может. Лексико-грамматическое недоразвитие речи (бедность и недостаточная дифференцированность словаря, аграмматизмы) особенно ярко отражается при самостоятельном письме, а также, хотя и значительно реже, при письме под диктовку. Лексико-грамматические ошибки отражают бедность представлений об окружающей действительности, недостатки словаря и аграмматизмы, свойственные речи младших школьников с речевыми патологиями. Коррекцию данных компонентов речи, успешное усвоение материала занятий (в т.ч. и логопедических) отягощают, в большей степени, именно проблемы памяти и внимания. Степень проявления вышеперечисленных дефектов может быть разной. В зависимости от этого, по-разному будут вырисовываться проблемы обучения и, следовательно, потребуются разные меры дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей.  Общие направления в коррекционной работе по компенсации недостатков памяти и внимания на логопедических занятиях. Сложность усвоения материала учащимися коррекционных классов начальной школы определила наполняемость занятий такими упражнениями, которые повышают свойства вербальной памяти ученика и его внимания к слову, его структуре, к предложению, как единице связной речи. Итак, необходимо привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении. Необходимо формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими парными, упражняться в определении количества, последовательности звуков в слове и др.

 Нужно фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, реагировать на него; следует упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах, использовать предметные и сюжетные картинки, практическую деятельность.

 Необходимо обратить внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов, упражнять детей в моделировании слов с заданным смысловым признаком построения предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно- практической демонстрации и др.

Коррекция памяти и внимания детей с речевыми отклонениями (особенно, в рамках каждого учебного предмета) повышает познавательные возможности ребёнка, их мыслительную и речевую активность и, в целом, формирует полноценную связную речь.

Необходимо обратить внимание:

на целенаправленное обучение построению связного высказывания на практическом уровне в подготовительный период для создания необходимой базы для дальнейшей работы;

 на развитие представления о слове и предложении (составление предложений из 2-3 слов) с опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в предложении, составление графической схемы предложения;

 на формирование практических представлений в связном высказывании (рассказе), для чего используются сравнения: рассказа и набора несвязанных между собой предложений; рассказа и отдельной его части; рассказа и набора слов из него.

 Используются картинки, сюжет рассказа и сюжет отдельных предложений, графические схемы и предметные картинки (В.К. Воробьёва и др. «Алгоритмы составления связного высказывания», 1989).Схема помогает учащимся целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ.

Рассказ: «Клавина кукла» (цепной текст) «Клава купила куклу. Куклу посадила на полку. На полке уже сидел клоун. Клоун улыбался Клаве. Клава любовалась куклой и клоуном».

Задание: расположить на  наборном полотне картинки в той последовательности, в какой рассказывается о событии.

На схеме показана смысловая организация.

 Весьма эффективно использовать упражнения, поданные в занимательной форме, например, такие:

1. «Найди ошибку». На наборном полотне выставлены в определённом порядке сюжетные картинки. Дети вместе с логопедом (учителем) устанавливают правильность расположения картинок. Затем детям читается рассказ и «допускается ошибка» в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту «ошибку». Затем рассказ воспроизводится детьми.

 2. «Найди лишнюю картинку». На наборном полотне устанавливают 2-3 сюжетные картинки, объединённые единой темой, а также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю, восстановить последовательность событий и составить рассказ по ним.

3. Имеются два набора сюжетных картинок, которые смешаны. Детям предлагается разделить картинки на две группы по сюжету (что к нему относится) и составить по одному из наборов рассказ, восстановив порядок картинок.

4. На наборном полотне выставлена серия сюжетных картинок. Дети восстанавливают их последовательность.

5. В один столбик написаны отдельные слова, например, «Катя, дети, Миша». В другой – предложения, в которых отсутствует подлежащее: «________________ пошли в лес; _____________увидела белку; ____________ собирал ягоды».

Задание: пользуясь словами из первого столбика, составить целое предложение.

6. Незаконченные предложения дополнить с помощью сюжетных картинок. «Наступила ________________.»

«Выпало много _______________.»

«Катя и Коля лепили _______________.»

 «Саша и Маша катались _______________.»

7. В первом столбике помещены незаконченные предложения, Например, «Около дома _______________.» «У Жени ________________.» «На столе __________________.»  «В лесу _______________.»

 В другом столбике даны слова: «лыжи, ножи, лужи, ежи». Задание: подобрать по смыслу недостающие слова.

 8. Даны 3-4 предлога, например, «под, над, около». И предложения с пропущенными предлогами:

«_________ куста рос гриб».

«___________ кустами летали осы».

«______________ кустом сидел ёжик».

 Задание: к каждому предложению подобрать предлог.

 Систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся, в обогащении её сложными синтаксическими конструкциями. Чрезвычайно важно приучать детей к точности в употреблении слов.

 Приёмы  работы над повышением уровня внимания к звучащей речи и повышение результата запоминания новых слов и конструкций (по сути – обогащение словарного запаса) разнообразны. Здесь же уточняются представления учащихся о свойствах и действиях.

 К ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца . Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребёнку почувствовать, что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую активность, уверенность в себе и лучшее внимание к занятию в целом. При выборе заданий необходим индивидуальный подход с учётом уровня речевой подготовки учащихся. При прослушивании подготовленных рассказов необходимо предложить учащимся высказать свои замечания: соблюдена ли правильная последовательность, интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему. Это повышает внимание ребёнка к собственной речи, к речи собеседника, к своим и чужим ошибкам в высказываниях.

 При обобщении и систематизации знаний об объекте, явлениях природы, при расширении словаря (значительная нагрузка на процессы памяти и внимания) полезно использовать сюжетные картинки, таблицы, содержащие план рассказа или раскрывающие его основное содержание. Такие таблицы учащиеся обычно составляют совместно с логопедом (учителем). В процессе работы над составлением наглядного пособия (таблицы) у учащихся формируется не только умение наблюдать, но и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы по результатам наблюдений – всё это совершенствует навыки построения высказывания и связного последовательного рассказа.