(Рекомендации
необходимо принять во внимание родителям дошкольников.)
При недоразвитии фонематического слуха наблюдаются
стойкие, повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости
– глухости, твёрдости – мягкости звуков. Реже, но встречаются смешивания
свистящих – шипящих, соноров «р – л». Низкая способность к проведению звукового
анализа подлежащих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: пропуск
букв, перестановка букв и слогов («окно – онко»), «лишние буквы», чаще всего,
при стечении согласных («дружно – дуружно»), слитное написание элементов нескольких
слов, слитное написание предлога со словом, раздельное написание приставки и
корня слова («на стене – настене, устала – у стала»). Дети с трудом усваивают
правила выделения границ предложения. И именно отсутствие концентрации внимания
на интонационной стороне речи учителя, диктующего им текст, приводит к нелепым,
на первый взгляд, и случайным ошибкам: отсутствие точек в конце предложения,
заглавной буквы в начале и запятых в составе самого предложения. Ошибки,
обусловленные недоразвитием фонематического слуха и звукового анализа,
препятствует полному усвоению орфографических правил, т.к. в силу указанных
нарушений применить их на практике ученик не может. Лексико-грамматическое
недоразвитие речи (бедность и недостаточная дифференцированность словаря,
аграмматизмы) особенно ярко отражается при самостоятельном письме, а также,
хотя и значительно реже, при письме под диктовку. Лексико-грамматические ошибки
отражают бедность представлений об окружающей действительности, недостатки
словаря и аграмматизмы, свойственные речи младших школьников с речевыми
патологиями. Коррекцию данных компонентов речи, успешное усвоение материала
занятий (в т.ч. и логопедических) отягощают, в большей степени, именно проблемы
памяти и внимания. Степень проявления вышеперечисленных дефектов может быть
разной. В зависимости от этого, по-разному будут вырисовываться проблемы
обучения и, следовательно, потребуются разные меры дифференцированной помощи,
предупреждения появления специфических трудностей. Общие направления в коррекционной работе по
компенсации недостатков памяти и внимания на логопедических занятиях. Сложность усвоения материала учащимися
коррекционных классов начальной школы определила наполняемость занятий такими
упражнениями, которые повышают свойства вербальной памяти ученика и его внимания
к слову, его структуре, к предложению, как единице связной речи. Итак,
необходимо привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков,
фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.
Необходимо формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных
положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими
парными, упражняться в определении количества, последовательности звуков в
слове и др.
Нужно фиксировать
внимание детей на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между
словами, своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление
какого-либо слова, реагировать на него; следует упражнять детей в многократном
использовании новой лексики в разнообразных контекстах, использовать предметные
и сюжетные картинки, практическую деятельность.
Необходимо обратить
внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и
словоизменения, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных
слов, упражнять детей в моделировании слов с заданным смысловым признаком
построения предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-
практической демонстрации и др.
Коррекция памяти и внимания детей с речевыми отклонениями (особенно,
в рамках каждого учебного предмета) повышает познавательные возможности ребёнка,
их мыслительную и речевую активность и, в целом, формирует полноценную связную
речь.
Необходимо обратить внимание:
на целенаправленное обучение построению связного
высказывания на практическом уровне в подготовительный период для создания
необходимой базы для дальнейшей работы;
на развитие
представления о слове и предложении (составление предложений из 2-3 слов) с
опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в
предложении, составление графической схемы предложения;
на формирование
практических представлений в связном высказывании (рассказе), для чего
используются сравнения: рассказа и набора несвязанных между собой предложений;
рассказа и отдельной его части; рассказа и набора слов из него.
Используются
картинки, сюжет рассказа и сюжет отдельных предложений, графические схемы и
предметные картинки (В.К. Воробьёва и др. «Алгоритмы составления связного
высказывания», 1989).Схема помогает учащимся целенаправленно воспринимать,
затем анализировать и воспроизводить рассказ.
Рассказ: «Клавина кукла» (цепной текст)
«Клава купила куклу. Куклу посадила на полку. На полке уже сидел клоун. Клоун
улыбался Клаве. Клава любовалась куклой и клоуном».
Задание: расположить на наборном полотне картинки в той
последовательности, в какой рассказывается о событии.
На схеме показана смысловая организация.
Весьма эффективно
использовать упражнения, поданные в занимательной форме, например, такие:
1. «Найди ошибку». На наборном полотне выставлены в
определённом порядке сюжетные картинки. Дети вместе с логопедом (учителем)
устанавливают правильность расположения картинок. Затем детям читается рассказ
и «допускается ошибка» в изложении последовательности событий. Дети должны
обнаружить эту «ошибку». Затем рассказ воспроизводится детьми.
2. «Найди лишнюю
картинку». На наборном полотне устанавливают 2-3 сюжетные картинки,
объединённые единой темой, а также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю,
восстановить последовательность событий и составить рассказ по ним.
3. Имеются два набора сюжетных картинок, которые смешаны.
Детям предлагается разделить картинки на две группы по сюжету (что к нему
относится) и составить по одному из наборов рассказ, восстановив порядок
картинок.
4. На наборном полотне выставлена серия сюжетных картинок.
Дети восстанавливают их последовательность.
5. В один столбик написаны отдельные слова, например,
«Катя, дети, Миша». В другой – предложения, в которых отсутствует подлежащее:
«________________ пошли в лес; _____________увидела белку; ____________ собирал
ягоды».
Задание: пользуясь словами из
первого столбика, составить целое предложение.
6. Незаконченные предложения дополнить с помощью сюжетных
картинок. «Наступила ________________.»
«Выпало много _______________.»
«Катя и Коля лепили _______________.»
«Саша и Маша
катались _______________.»
7. В первом столбике помещены незаконченные предложения,
Например, «Около дома _______________.» «У Жени ________________.» «На столе
__________________.» «В лесу
_______________.»
В другом столбике
даны слова: «лыжи, ножи, лужи, ежи». Задание: подобрать по смыслу
недостающие слова.
8. Даны 3-4
предлога, например, «под, над, около». И предложения с пропущенными предлогами:
«_________ куста рос гриб».
«___________ кустами летали осы».
«______________ кустом сидел ёжик».
Задание: к
каждому предложению подобрать предлог.
Систематическая
работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности
ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи
учащихся, в обогащении её сложными синтаксическими конструкциями. Чрезвычайно
важно приучать детей к точности в употреблении слов.
Приёмы работы над повышением уровня внимания к
звучащей речи и повышение результата запоминания новых слов и конструкций (по
сути – обогащение словарного запаса) разнообразны. Здесь же уточняются
представления учащихся о свойствах и действиях.
К ответам детей
следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца . Даже в неполных и
неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребёнку почувствовать,
что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую
активность, уверенность в себе и лучшее внимание к занятию в целом. При выборе
заданий необходим индивидуальный подход с учётом уровня речевой подготовки
учащихся. При прослушивании подготовленных рассказов необходимо предложить
учащимся высказать свои замечания: соблюдена ли правильная последовательность,
интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему. Это
повышает внимание ребёнка к собственной речи, к речи собеседника, к своим и
чужим ошибкам в высказываниях.
При обобщении и
систематизации знаний об объекте, явлениях природы, при расширении словаря (значительная
нагрузка на процессы памяти и внимания) полезно использовать сюжетные картинки,
таблицы, содержащие план рассказа или раскрывающие его основное содержание.
Такие таблицы учащиеся обычно составляют совместно с логопедом (учителем). В
процессе работы над составлением наглядного пособия (таблицы) у учащихся
формируется не только умение наблюдать, но и устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы по результатам наблюдений – всё это
совершенствует навыки построения высказывания и связного последовательного
рассказа.