Консультация для родителей

Цель: повышение педагогических знаний у родителей.

      С присвоением казахскому языку статуса государственного он  встал в один ряд  с  языками, являющимися языками всемирной  сети интернет,  системы сотовой связи,  электронных носителей.    Такие события   высоко подняли потребность в знании языка, в необходимости  изучении его с самого раннего возраста.  Безусловно, произошедшие перемены заставляют находить новые эффективные пути обучения языку в детском саду. Ведь именно мы  ответственные за  качество  знаний детей, обязаны постоянно совершенствовать  используемые на уроках методы и приемы. В настоящее время в стенах детского сада дети начинают изучать казахский с 3-летнего возраста, то есть со 2-ой младшей группы.  Содержание программ по казахскому языку во всех четырех возрастных группах – средняя, старшая, группа предшкольной подготовки- условно  включает в себе лексические темы, которые в свою очередь делятся на подтемы. Н-р, блок Детский сад состоит их подтем Сотрудники, Мебель, Режим дня и др.      Повторение одних и тех же лексических тем  предполагает постепенное поступательное усложнение содержания обучения, включающего в себе не только  дидактический материал, но  и весь  методический инструментарий.       Рассмотрим один лексический блок –  ИгрушкиОсновная задача курса по изучению казахского языка во всех возрастных группах —  это научить понимать обращенную  к ним речь, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства выражения своих мыслей и впечатлений. Работа ведется по двум основным направлениям – аудирование и говорение.  Говорение в свою очередь – на словарную работу, совершенствование звуковой культуры, развитие связной речи и работу по художественному слову. В системе работы по развитию казахской речи, огромная роль принадлежит  словарной работе. При изучении казахского языка в детском саду  следует выделить самый важный и значительный вид речевой коммуникативной – это владение устной речью. Устная же речь реализуется на основе  связной речи. Умение ребенка связно говорить основывается на богатстве его словаря +   речевое и умственное развитие ребенка. Переходя из группы в группу, вместе с ростом возраста ребенка  увеличивается и  усложняется объем и содержание словарной работы.  Теперь слыша чуждую, иную казахскую  речь, вслушиваясь в интонации, особенности звучания  у него появляется желание и потребность повторить, запомнить. В этот период ребенок без усилий прекрасно  повторяет специфические звуки в казахских словах. По мере роста ребенка с накоплением запаса слов- названий  предметов, вводятся слова- помощники для построения простейших грамматических конструкций, затем  предложений повествовательного, восклицательного и вопросительного типа высказываний. В связи с этим изменяются и цели, задачи работы на каждом возрастном  этапе группы. Речь  ребенка дошкольного возраста  эмоциональна, гибка, импульсивна,  поэтому при обучении детей   используются самые разные методы и приемы. При планировании и разработке конспектов занятий следует придерживаться главного условия —  постепенного усложнения средств и приемов обучения казахскому языку в связи с возрастными особенностями дошкольников:   Средняя  группа   Старшая группа и группа предшкольной подготовки.   Таким образом,  у 3- летнего ребенка  мы развиваем умение слышать и слушать, упражняем в чистом  правильном  произношении  слов путем заучивания стихотворений малых форм, учим понимать простейшие вопросы и отвечать одним словом, осознанно выбирая слова из  изученных. Ребенок 4-5 лет уже вполне может употреблять в устной речи конструкции из 2-3 слов, в основном слова-определения, простые предложения с использованием указательных местоимений. Дети предшкольных групп  при знакомстве с литературными произведениями  на слух  устно переводят знакомые слова, подбирают к ним определения; драматизируют; упражняются в диалогической  речи  в ситуациях «ребенок и ребенок», «ребенок  и взрослый»; совершенствуют монологическую речь в рассказах- описание, -рассуждение, -повествование.   Если мы хотим, чтобы  ребенок усвоил  казахский язык в качестве государственного на хорошем уровне, нужно создать такие условия, когда ребенок будет слышать вокруг себя  казахскую речь постоянно.  Важно осуществлять  межпредметную связь с занятиями по казахскому языку не только в учебной, но и  при организации  повседневной  и досуговой деятельности детей. И, конечно же, продолжать повторение, использование, закрепление изученных слов в семье. С целью контроля и систематизации работы в данном направлении для педагогов сада были разработаны индикаторы, определяющие уровень владения детьми устной разговорной казахской речью. Любая практическая работа предполагает прогнозирование результатов: 

  • Совершенствуются  навыки устной  казахской речи 
  • Формируется звуковая культура речи 
  • Воспитание культуры разговорной речи 
  • В системной устной речи совершенствуется языковое творчество детей