(Рекомендации родителям.)

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 10 % новорождённых появляется на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи, что влечёт и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Необходимый объём помощи зависит от характера диагноза. Коррекционную работу проводит логопед. Но данные рекомендации может применять  музыкальный руководитель и воспитатель, как часть своих занятий. Также для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей. Данные рекомендации помогут (в комплексе) исправлять речевые нарушения дошкольников 4-6 лет, посещающих обычный или специализированный детский сад.

 Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие  речи и музыки осуществляется единой анализаторской системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

 — активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

—  развитие слухового и зрительного восприятия;

— увеличение объёма памяти;

— развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

— развитие двигательных кинестезий;

— развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

— формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. В сюжете занятий могут быть использованы рассказы и сказки русских и зарубежных  писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторениеизучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых  и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучше  усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На таких занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

— логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

— чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к шести годам дети должны овладеть правильным произношением;

 — пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

— упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

— вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

— фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

— песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

—  музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

 —  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

— упражнения на развитие мимических мышцдля развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

— коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

— упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы.

Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используются стихи современных поэтов и народный детский фольклор разных стран.

Авторы многих книг по логоритмике рекомендуют проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребёнку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его  творческим находкам.

Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учётом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удаётся овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятиякоммуникативные игры или танцы. Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они дают положительные радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает прейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Стихотворение с движениями «Зайкин день».

Маленький зайчик по имени Ваня     Быстро скакал по зелёной поляне, Он торопился и песенку пел, Сегодня у Зайчика тысяча дел: Надо бы сбегать на огород,   Туда, где капуста пышно растёт,     Нужно морковку из лейки полить, Водой ключевою носик умыть, Нужно проверить – поспела ль редиска   (Нагнуться придётся над грядкою низко),   И на полянке понюхать цветок, Нежный, душистый, пахучий росток,   Вечером с белочкой поболтать   И с ней орешки пересчитать. За день устанет – и сразу в кровать,  И до утра будет сладко он спать. Назавтра проснётся и крикнет: «Ура! Да здравствует утро! Ждёт снова игра!»   Дети сжимают пальцы в кулак, подняв указательный и средний пальцы («Ушки»). Поворачивают «зайчика» вправо и влево. Разводят руки в стороны. Пробегают пальчиками по бёдрам. Округляют руки перед собой, показывая большой кочан капусты. «Поливают из лейки»-кулачка. Потирают ладошкой нос. Приставляют ладонь к глазам. Наклоняются, отводя  руки назад. Соединяют ладони, образуя бутон, и приближают их к носу. Поочерёдно прикасаются пальцами к большим пальцам. Встряхивают и опускают руки. Кладут ладошки под щёчку. Тянутся. Энергично поднимают руки, выпрямляя пальцы, и опускают их к плечам, сжимая пальцы в кулаки.  

Игра «Совушка-сова»

Дети встают вокруг «совы» и вместе с ней выполняют движения под текст.

  Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит,   Головой вертит.   Глазками хлоп-хлоп!     Ножками топ-топ! — Совушка-совушка, Большая головушка, Где ты живала?   Где ты бывала?     «Сова»  — Живала я, Совушка, Большая головушка, В тёмных лесищах, В глубоких дуплищах. П.Шейн   Мышек, птичек видала, Ночью всех догоняла.   Качают головой вправо-влево. Прижимают ладони к щекам. Полуприседают, руки отводят назад. В таком положении поворачивают голову вправо и влево. Выпрямляют и 2 раза мигают, одновременно сжимая и разжимая пальцы в кулаки, согнув руки. Топают ногами (2 раза) Качают головой. Прижимают ладони к щекам. Отводят в сторону правую руку и ставят её на пояс. Повторяют движения с левой руки.           Поднимает руки. Соединяет их перед собой.     Приставляет к глазам ладонь. Топает ногами.  

Пальчиковая игра «По грибы».

  Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы грибы искать. Первый гриб – боровик, Полезай в лукошко! Подосиновик стоит На высокой ножке. Подберёзовик нашли Под берёзой прямо. А маслёнок прячется – Вот такой упрямый! На пеньке нашли опят Целый маленький отряд. Полную корзинку Набрали мы грибов. Принесём, почистим, Сварим –     Суп готов!     Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы. Массируют фалангу большого пальца (от ногтя к основанию пальца), Указательный палец,   Средний,   Безымянный,   Мизинец.   Переплетают пальцы, сделав «корзинку». Потирают ладони друг о друга. Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки. Вытягивают руки вперёд.

При повторении упражнения выполняют массаж пальцев другой руки.