Приложение 1

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «13» августа 2020 года № 345

Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в период ограничительных мер,связанных с недопущением распространениякоронавирусной инфекции

Глава 1.Общие положения

Формы организации занятий с детьми дошкольного возраста (далее — ДО) определяются в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в регионах:

1) проведение занятий (консультаций) в дистанционном формате;

2) проведение занятий в ДО с дежурными группами.

Занятия (консультации) в дистанционном формате для детей дошкольного возраста – обучение (консультация) в домашних условиях, где под руководством родителей дети изучают и выполняют задания педагогов (преимущественно дети старшего, предшкольного возраста).

Проведение занятий в ДО с дежурными группами — форма организации учебно-воспитательной деятельности в ДО с соблюдением санитарных требований на основании решений местных исполнительных органов по согласованию с главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий.

Глава 2. Порядок организации занятий (консультаций) в дистанционном формате

Проведение дистанционных занятий, видеозанятий с воспитанниками направлено на удовлетворение запросов родительской общественности и выполнение социального заказа, а также консультационное сопровождение родителей воспитанников через применение дистанционных образовательных технологий.

Руководители школ (при наличии мини-центров) и дошкольных организаций в целях обеспечения информированности родителей (законных представителей детей) и организации дистанционного обучения детей старших групп и предшкольных групп организуют работу по:

— информированию всех участников дистанционного обучения (педагогов, родителей/законных представителей детей) об организации дистанционного обучения детей старших групп и предшкольных групп с указанием даты начала занятий;

— определению списка доступных видов связи, интернет-ресурсов в каждой семье для проведения дистанционого обучения;

— составлению расписания дистанционных интегрированных занятий «Основы грамоты», «Основы математики» и «Ознакомление с окружающим миром» (одно занятие в день);

— разработке педагогами конспектов дистанционных занятий (обучающее видео и др.) с широким применением демонстрационного материала, дидактических игр ит.д;

— созданию групп в социальных сетях (WhatsApp, Facebook, Instagram, и др.) педагогами старших групп, предшкольных групп, где будут размещены видеозанятия, мультфильмы, аудиосказки и др. с учетом возрастных групп;

— обеспечению обратной связи с родителями;

— утверждению контингента групп, составлению расписания занятий, графика работы, режима дня;

— перераспределению трудовых функций работников по обеспечению образовательного процесса в дистанционном формате (по необходимости) согласно трудового законодательства;

— определить трудовые функции работников, обеспечивающих работу в дистанционном формате (административный, технический персонал) согласно трудового законодательства.

Заместители руководителя, методисты:

— организуют дистанционное обучение, направленное на освоение детьми старшего, предшкольного возраста Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения;

— обеспечивают совместно с педагогами дистанционное обучение детей старшего, предшкольного возраста;

— способствуют активной информированности всех участников дистанционного обучения (педагогов, родителей\законных представителей детей) об организации работы;

— проводят по необходимости видеообсуждение с педагогами по результатам дистанционного обучения детей;

— заполняют базу НОБД информацией о движении воспитанников, о качественном составе педагогов, о материальной базе, о техническом персонале и др.;

— составляют расписание занятий;

— организуют деятельность педагогов.

— осуществляют индивидуальное консультирование родителей воспитанников;

— информируют родителей воспитанников (законных представителей): об образовательной платформе, о расписании занятий.

Педагоги:

— проводят дистанционные занятия в соответствии с утвержденным графиком;

— проводят индивидуальные консультации для родителей;

— обеспечивают обратную связь со всеми участниками дистанционного обучения;

— с учетом результатов дистанционного обучения проводят корректировку конспектов заниятий.

Рекомендации к занятиям в дистанционном формате

Занятия для детей старших групп, предшкольных групп в дистанционном формате проводятся не более 15 минут в соответствии с Санитарными правилами.

Воспитателю необходимо заранее подготовить родителей воспитанников к занятию в режиме стриминга (по необходимости), предоставив им памятку с алгоритмом действий.

До занятия:

— скачать на свое устройство доступное приложение;

— проверить работу инструментов приложения (микрофон, видео, демонстрация экрана и др.);

— использовать для регистрации свои фамилию и имя, возрастную группу;

— перед занятием за 10-15 мин проверить подключение к платформе;

Во время занятий:

— обеспечить отсутствие посторонних звуков;

— следить за режимом микрофона (включать только по необходимости);

— следить за режимом видео;

— соблюдать нормы этического поведения;

— правильно использовать инструменты платформы (при необходимости: написать сообщение педагогу (родителю), включить видео/аудио или презентацию.

Обучение в синхронном формате детей старших групп, предшкольных групп предполагает прямую связь (стриминг) педагога с родителями и воспитанниками в реальном времени, с использованием возможностей интернет-платформ. Воспитатель может выделить определенную часть занятия для выхода в стриминг, остальную часть занятия провести в асинхронном формате.

Асинхронный формат занятия представляет собой взаимодействие педагога с родителями и воспитанниками посредством возможностей электронных платформ.

Рекомендации по использованию электронных платформ

для дистанционного обучения

Для дистанционного обучения рекомендуются образовательные интернет-платформы, а также использование электронной почты и других средств связи.

В образовательной платформе online.edu.kz открыта страница где размещены образцы видеозанятий, мультфильмов, аудиосказок с учетом возрастных групп, а также видеозанятия для детей предшкольных групп.

Глава 3. Организация работыдежурных групп в дошкольных организациях

Работа дежурных групп осуществляется при строгом соблюдении санитарных требований, в т.ч. согласно настоящему порядку на основании заявлений родителей (законных представителей детей). Заявления принимаются в электронной форме через доступные средства (см. приложение).

В случае изъявления желания посещения дежурной группы родители или законные представители детей пишут заявление о своем намерении на имя руководителя дошкольной организации и направляют его воспитателю через доступные средства связи.

Воспитатель передает заявление в администрацию.

Администрация дошкольной организации на основании заявлений, формирует дежурные группы до 15 детей.

Контингент, расписание, график работы, педагогический состав дежурных групп утверждаются на заседании педагогического совета, по необходимости вносятся изменения.

Образовательный процесс в дежурных группах осуществляется согласно утвержденному плану дошкольной организации.

Ежедневно в детском саду с дежурными группами проводится утренний фильтр медицинским работником всех сотрудников детского сада и детей. При обнаружении признаков заболеваемости сотрудники к работе не допускаются. При обнаружении признаков заболеваемости дети возвращаются домой с родителями.

В дежурную группу рекомендуется допускать детей, не имеющих хронических заболеваний (указывается в заявлении).

Право выбора посещения дежурных групп принадлежит родителям или законным представителям детей путем подачи заявления на имя руководителя.

Родители или законные представители детей, отправляя детей в дежурные группы, выражают понимание и свое согласие на то, что дети будут находиться в общественной среде и принимают все меры для недопущения риска заражения коронавирусной инфекцией.

Родители или законные представители детей обеспечивают детей средствами санитарной безопасности: носовые платки, влажные антибактериальные салфетки и маски (с 5 лет).

Родители или законные представители детей разъясняют своим детям о необходимости социального дистанцирования.

Родители или законные представители детей осуществляют сопровождение детей до входных наружных дверей дошкольной организации. Воспитатель встречает детей у входа и приводит в группу.

Дошкольная организация обеспечивается запасом дезинфицирующих средств (дезинфицирующий коврик у входа, санитайзеры, средства для обеспечения влажной, дезинфицирующей уборки).

В дошкольной организации обеспечивается:

— сокращение физических контактов воспитанников и педагогов, других работников;

— максимальное использование игровых площадок для обеспечения социальной дистанции;

— ежедневный замер температуры воспитанников и сотрудников;

— влажная уборка после каждого занятия в группах, в коридорах, холлах и других помещениях, дезинфекция выключателей, дверных ручек, поручней, перил, лестничных маршей, подоконников;

— функционирование медицинских кабинетов и изоляторов (для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших — обеспечение перехода на дистанционное обучение всей группы, контроля состояния детей группы, возвращения группы в штатный режим);

— для входа и выхода детей используются отдельные входы и выходы каждой возрастной группы детского сада.

Рекомендации к функционированию дежурных групп:

наполняемость групп – до 15 детей;

расстановка детских столов на расстоянии 1метра;

проветривание, кварцевание помещения после каждого занятия;

мытье рук и использование специальных средств обезараживания.

Воспитатель проводит разъяснительную работу с родителями по вопросу посещения ДО (режим работы, возрастные группы, состояние здоровья, соответствующая одежда, соблюдение режима дня ДО и др., приводить ребенка заблаговременно, так как прием детей может занять определенное время);

Занятия в дежурных группах проводятся по расписанию согласно перспективному плану и циклограмме.

Соблюдается режим питания, организованной учебной деятельности, сна, отдыха.

По завершению режима дня родители или законные представители забирают детей, воспитатель сопровождает ребенка до выхода.

Глава 4. Рекомендации к разработке видеозанятий с использованием дистанционных образовательных технологий

Организационные мероприятия:

— соответствие содержания видеозанятий требованиям Стандарта и Типовой учебной программы;

— реализация дидактических принципов обучения;

— эффективное использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий, аудиовизуальные средства (графика, аудио, видеоматериалы, презентации);

— предоставление возможности использования материалов видеозанятий в офлайн режиме;

— длительность видеозаписи — не более 15 минут.

Содержание занятия:

— сочетание «классического» (повествовательного) и нестандартного стилей;

— разумное соотношение съемки и символьного наполнения (заставки и пр.);

— количество слайдов – 2-3 на одно занятие.

Эмоциональный фон:

— голос педагога спокойный, доброжелательный, достаточный для восприятия звучания, речь отчетливая, дикция хорошая;

— изложение убедительное, свободное, в достаточной мере эмоциональное (эффект присутствия), темп изложения неторопливый;

— психологическое воздействие: стиль и язык произносимого текста, интонирование, акцептация отдельных предложений, эмоциональные подъёмы, паузы;

— адекватное (в эмоциональном плане) музыкальное сопровождение;

4. Дизайн занятия:

— цветовой фон – постоянный, из трех цветов, близких по цветовой гамме;

— звук четкий (без посторонних звуков), равномерный по громкости;

Рекомендации к психолого-педагогической подготовленности педагога:

— знание возрастных и психологических особенностей воспитанников;

— знание требований к разработке и созданию электронных обучающих ресурсов;

Методическая подготовка:

— владение методическими приемами разработки и использования электронных образовательных материалов;

— умение определять и реализовывать цели занятия в нестандартных условиях;

Навыки работы с IT-технологиями:

— наличие IT-компетенций;

— навыки разработки и использования цифровых образовательных ресурсов.

Рекомендации к видеозанятию:

— продолжительность — не более 15 минут;

— гибкий график;

— возможность просмотра в любое время.

При стабильном улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации осуществляется постепенный переход дошкольной организациик функционированию в штатном режиме при строгом соблюдении санитарных требований.