Советы психолога.

От 20 до 40% своего свободного времени ребенок – дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы – неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание – следование примеру, образцу..

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности. Популярность набирают современные мультфильмы. Безопасно ли смотреть современные мультфильмы?

Быстрые – с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к взрослым. Сотрудники Виргинского университета (США) провели исследование, в котором разделили 60 детей в возрасте 4 лет на 3 группы. В первой дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей – дети только рисовали. Сразу после этого были выполнены разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились дети из первой группы, а лучше всех – дети, которые рисовали. Можно утверждать, что мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие детей.

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка.

СценаПоследствия просмотра
Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям.Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям.
Плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения что хорошо, а что плохо.Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.
Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни.Опасные примеры поведения. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью.
Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.
Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе.Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками

Материалы собрания для родителей
«Влияние средств массовой информации на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Выступление педагога-психолога

С древних времен одним из средств воспитания детей было рассказывание сказок. Они учат, расширяют сознание детей, развивают воображение. Так было всегда. С появлением книг сказки стали собирать и печатать, а родители, бабушки, дедушки, няни по вечерам читали их своим детям, и, конечно, за этим следовали многотысячные вопросы маленьких почемучек (Почему лиса съела колобка? Почему волк съел козлят?) Отсюда следует, что сказки несли поучительное значение. 

А теперь вернемся в наше время. Кто сейчас рассказывает сказки нашим детям? (телевизор, компьютер).

Дети смотрят, то, что им показывают, то, что покупаем им мы. И именно из этого они черпают новые знания и впечатления.

Сегодня до родительского собрания я зашла в старшую группу и попросила у детей журналы, которые они приносят в детский сад. Эти журналы перед вами, можно рассмотреть.

Обратите внимание на цвета(грязно-зеленый, грязно-желтый, грязно-синий, грязно-красный, т.е. цвета, которые вызывают агрессию), позы героев (защиты, нападения, пальцы сжаты в кулак, они говорят о том, что везде опасность, враги, необходимо защищаться), выражения лиц (устрашающие, угрожающие, злобные).

По мнению психологов, бесконтрольный систематический просмотр журналов, мультфильмов, телепередач приводит к интеллектуальному растлению детей и, как правило, к безнравственному поведению.

Ведь дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые, во-первых, запоминают все гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают ее (без внутренней критики).

Просматривая фильмы, ребенок рисует себе картину мира, «строит свою личность». А предоставить ребенку «правильные» мультфильмы в силах мамы и папы.

Дети всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма. Обычно девочек привлекают женские образы, а мальчиков – мужские.

Девочки, просмотрев фильмы о принцессах, королевах, балеринах представляют себя именно такими и подражают не только поведенческим особенностям данных персонажей, но и перенимают их душевные качества. К примеру, каковы качества такого персонажа, как Белоснежка?

Красота, скромность, доброта (она любила птиц, животных), обаятельность (ее любили даже придворные, подчиняющиеся ее матери), трудолюбие (попав в дом к гномам, она тут же начала уборку в помещении). Хотите вы видеть эти качества в ребенке? Если да, то смело демонстрируйте эту картину своим дочкам.

С мальчиками дело обстоит чуть сложнее. На сегодняшний день огромное количество художественных и мультипликационных фильмов демонстрируют агрессию, войну, исходящую именно от сильной половины человечества. И это, агрессивное поведение, становится образцом для мальчиков. Это уже давно известно всем, но пока только лишь несколько европейских стран вводят запреты на жестокие сцены в детских фильмах.

Готовясь к собранию, я просматривала статистику по исследованиям влияния средств массовой информации на ребенка. Меня поразила следующий факт: если ребенок по 2-3 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8 тысяч убийств… Правда, настораживает?

Отсюда и вытекает первое правило – основные персонажи мультика должны пропагандировать добрые хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию. Каждая сюжетная линия фильма должна пропагандировать простое правило: зло всегда остается злом и является наказуемым.

Так, например, многие советские мультфильмы наглядно демонстрируют последствия жадности, грубости, вранья на основе главных персонажей, которые, к концу мультфильма, понимают, что подобные качества плохи и отказываются от них.

Остановимся на технической стороне вопроса. Мультфильм может быть поучительным и добрым, но если художники переборщили с яркими красками – он будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей – они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Теплые и блеклые цвета напротив, успокаивают малышей и позволяют сконцентрироваться на информационной части мультипликационного представления.

Предлагаю вам фильм на эту тему.

Просмотр фильма «Правда о мультиках»

— Ваше мнение?

— Какие выводы лично для себя Вы сделали?

То, какими вырастут наши дети, зависит только от нас.

Возникает справедливый вопрос: как уберечь ребенка от разрушительного влияния подобных мультиков?

Строгий запрет проблемы не решит, напротив, вызовет еще большее желание смотреть на жестоких мультяшек. Выход один: перед тем как сажать малыша перед экраном, просмотрите сами, что вы собираетесь ему предложить.

Если мультик слишком длинный, разбейте его на несколько «серий»: ведь дошкольникам начиная с четырех лет рекомендуется смотреть на экран или монитор 10-15 минут. К пяти-шести годам «киносеанс» можно увеличить до получаса, но если через 15 минут просмотра малыш крутится и почти не смотрит на экран, предложите ему какое-нибудь другое увлекательное занятие.

Если у ребенка во время просмотра вдруг возникнут вопросы, обязательно обсудите, как бы поступил малыш на месте персонажа. Ведь кто лучше мамы и папы поможет разобраться, что в мультике правда, а что вымысел, и заодно понять, насколько важно всегда в любой ситуации оставаться добрым, честным и справедливым человеком.

Ну, и, конечно, старые добрые сказки.Наверняка вы хорошо помните, сколько радости вам доставляло наблюдать за приключениями Зайца и Волка или удивляться чудесному путешествию Нильса с дикими гусями, грустить вместе с крохотной Дюймовочкой или смеяться над забавным Щенком, не понимавшим, кто сказал «мяу». Так давайте не будем лишать наших малышей возможности смотреть старые добрые мультфильмы и учиться у их героев нехитрым жизненным «премудростям».

Ведь советские мультфильмы — многоплановые, глубокие истории, законченные целостные произведения. А еще для них характерна особая неторопливая динамика вместе с «театрализованной» постановкой голосов, когда артисты подчеркнуто эмоционально расставляют акценты, что позволяет детям глубже понять простые истины, которые сейчас забываются.

Так что «отправляйте» малышей в Тридевятое царство вместе с добрым, но ленивым Вовкой, трудолюбивым Царем, мудрой Золотой Рыбкой и умелыми Василисами Премудрыми.

Я подготовила для вас памятку, пусть она еще раз напомнит о том, как знакомить ребенка с мультфильмами.

Перед вами листы бумаги, напишите, пожалуйста, на них свое впечатление о сегодняшнем собрании.

Рекомендации для родителей «Какие мультики смотреть малышу»

  1. Помните, что детские мультфильмы всегда поучительные, добрые, познавательно-развлекательные.
  2. Просмотр мультфильмов, в которых есть сильно выраженные отрицательные герои или показана смерть (например, «Король Лев» Уолта Диснея) лучше отложить, пока малыш не научится различать добро и зло, сострадать и сочувствовать.
  3. Особое внимание следует уделять мультфильмам, где главные герои женского пола. Излишняя агрессивность или сексуальность героинь многих современных мультиков формирует у ребенка неправильный стереотип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. 
  4. Для малышей лучше выбирать мультфильмы с четкими, умеренно яркими картинками и персонажами, без лишних деталей. Хорошо если в мультике все предметы пропорциональны, ведь очень важно развивать у ребенка правильный глазомер
  5. Осторожно относитесь к выбору мультфильмов с фантастическими существами (мутанты, люди-пауки, супергерои и т.д.) со сверхспособностями.

Самое главное – сформировать в ребенке правильное отношение к мультфильмам и не злоупотреблять их просмотром.

Пусть лучше свое свободное время ребенок тратит на общение со сверстниками, подвижные игры, занятия спортом, чтение книг.