«Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста».

  • Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение. Именно глаголы несут в себе важную информацию о предмете (мальчик идет, дети бегут, собака спит). Сначала ребенок обращается к словам, обозначающим действия, которые он часто совершает: гуляет, спит, играет. Затем начинает выделять слова, обозначающие действия, не связанные с его бытом: рубит, летает, светит и т.д. Чем больше глаголов в словаре ребенка, тем легче ему выразить свою мысль с помощью фразы. По сравнению с существительными, значения глаголов усвоить труднее, так как не все действия, которые они обозначают, ребенок может наблюдать. Данные игры помогут расширить глагольный словарь у ребенка. Общеизвестно, что именно игра является ведущим видом деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому лучше использовать различные варианты игр, обеспечивающие максимально возможную двигательную активность. В этой консультации вы познакомитесь с играми по развитию глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста, предлагаемыми разными авторами.
  • Игра с мячом: «Кто как передвигается?»
  • Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на заданный вопрос. — Кто летает? (Летает воробей, ворона, бабочка). — Кто плавает? (Плавает кит, дельфин) — Кто ползает? (Ползает змея, червяк, улитка). — Кто ходит? (Ходит человек, собака, кошка).
  • Игра с мячом: «Что чем делаем?»
  • Взрослый, прокатывает мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на заданный вопрос.
  • Первый вариант игры .
  • Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: «Что мы делаем ножом?» — режем хлеб. «Что мы делаем карандашом?» — рисуем. «Что мы делаем расческой» — расчесываем волосы. «Что мы делаем пилой?» — пилим дрова и т.д.
  • Второй вариант игры. «Чем рисуют?» — рисуют карандашом. «Чем едят?» — едят ложкой. «Чем копают?» — копают лопатой. «Чем пилят?» — пилят пилой. «Чем рубят дрова?» — дрова рубят топором и т.д. Игра: «Кто как голос подает?» Как голос подает кошка? «Мяу-мяу», значит кошка (что делает?) — мяукает. Как голос подает свинья? «Хрю-хрю», значит свинья (что делает?) — хрюкает.
  • Игра: «Расскажи, что делает зайчонок».
  • В данной игре закрепляем с ребенком глаголы: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет. Взрослый предлагает ребенку рассказать, что делает зайчонок.
  • Игра: «Договори правильно».
  • Девочка стоит, а дети (что делают?)… (стоят). Рыба плывет, а рыбы (что делают?) … (плывут). Девочка бежит, а дети (что делают?) … (бегут). Змея ползет, а змеи (что делают?) … (ползут). Птица летит, а птицы (что делают?)….( летят).
  • Игра: «Правильно — неправильно».
  • Взрослый предлагает ребенку определить, что правильно, а что нет. — Лягушка летает? — Машина светит? — Заяц прыгает? — Рыба ползает? — Самолет спит? — Стул светит? — Стол стоит? — Фонарь светит?
  • Игра: «Подскажи словечко».
  • Взрослый предлагает ребенку подсказать ему словечко. — Воробей летает, а рыба…? (плавает). — Кошка мяукает, а собака…? (лает). — Карандашом рисуют, а ножницами…? (вырезают). — Топором рубят, а пилой….? (пилят). — Заяц прыгает, а змея….? (ползает). — Ножом режут, а ложкой…? (едят).
  • Игра: «Кто, чем занимается?» «Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди».
  • Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует; продавец — продает и т.д.