По праву, одним из самых важных и древнейших способов лечения является точечный массаж. Процедура, без сомнения полезная, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки расположенные на теле человека.

Метод высоко эффективен для профилактики лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух.

Регулярное проведение самомассажа при простудных заболеваниях помогает улучшить сопротивляемость организма к вирусам, а во время болезни – перенести ее легче и быстрее восстановиться. Однако тем, кто уже заболел, необходимо помнить, что в острый период заболевания, при высокой температуре, массаж противопоказан. Стоит дождаться момента, когда температура тела придет в норму, именно тогда можно будет начать проведение самомассажа.

В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.

Методика проведения.

Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных — максимальное надавливание. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп) движения — 9 раз влево и столько же вправо — и переходите к следующей зоне. Можно начать считать: «раз и два, раз и два» — это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система.

Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки и согреть их. Однако прежде изучите внимательно методику, попробуйте на себе и затем, играя, во время чтения показывайте приемы малышу. Дети открыты и восприимчивы ко всему новому, а умение ухаживать за собой и оказывать помощь при недомогании придаст малышу уверенность в себе и жизнерадостность.

Эффективность точечного массажа в полной мере проявляется лишь при регулярном и систематическом применении. Но полный успех будет определяться еще и тем, насколько Вы сумеете заинтересовать малыша и вовлечь его в процесс. Стихотворное изложение «методики» позволяет привлечь внимание детей, легче освоить порядок воздействия и помогает быстро преодолевать свой недуг. Это своего рода гимнастика.

Проведение точечного массажу лучше всего проводить в игровой стихотворной форме. Вот несколько примеров.

  1. Массаж  «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.) 

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.) 

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)

  1. Массаж  «Вот такая борода» (для профилактики простудных заболеваний)

Да – да – да – есть у деда борода (потереть ладони друг о друга)

Де – де – де – есть сединки в бороде (руками провести по шее от затылка до яремной ямки) 

Ду – ду – ду – расчеши бороду (большими пальцами мягко по шее от подбородка вниз) 

Да – да – да – надоела борода (сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа)

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду (положить три пальца на лоб всей плоскости, мягко надавливая, поглаживать лоб)

Ды – ды – ды – больше нет бороды (раздвинув указательный и средний пальцы положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу)

  1. Массаж «Снегурочка» (для профилактики простудных заболеваний)

Раз — рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом другую) 

Лепим мы снеговика (имитировать лепку снежков) 

Три — четыре, три — четыре (погладить ладонями шею)

Нарисуем рот пошире,

Пять – найдем морковь для носа,

Уголки найдем для глаз, (кулачками растереть крылья носа)

Шесть — наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (приставить ладонь ко лбу «козырьком» и растереть лоб)

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы плясать его попросим (погладить колени).

Воздействие на «целебные» точки

  Проводить целебный самомассаж невозможно без знания «правильных» точек. Справиться с простудой помогает воздействие на некоторые точки.

  •  Точка, расположенная на месте соединения бровей и переносицы. Воздействие на нее позволяет снимать головную боль и напряжение глаз, а также лечить насморк.

  •  Точка в углублении между бровями. Нажатие на нее также способствует снятию головной боли и насморка.

  •  Точка между ключицей и грудинной костью. Массаж этой точки позволяет бороться с заболеваниями горла и кашлем.

  •  Точки, симметрично расположенные по обеим сторонам позвоночника, у плечевых выступов. Их болезненность свидетельствует о начале простудного заболевания. Если заметит это вовремя и начать массировать указанные точки, то можно не только избавиться от болевых ощущений в плечах и в спине, но и улучшить иммунную защиту, облегчить течение заболевания.

Как правильно выполнять самомассаж?

  Приступая к самомассажу, необходимо, прежде всего, подготовить свои руки. Они должны быть теплыми и чистыми. Кроме того, стоит выбрать массажное масло. Предпочтение лучше отдавать эфирным хвойным маслам, например, пихтовому маслу.

  Проводить массаж надо в комфортной позе, сидя или лежа, максимально расслабив мышцы. Дыхание должно быть ровным и глубоким.

  Самомассаж не должен доставлять дискомфорта, неприятных ощущений. Его продолжительность должна составлять 5–20 минут. Сеансы стоит устраивать несколько раз в день, а во время болезни можно повторять их до 5 раз в день. Общий курс самомассажа должен состоять не менее чем из 20 сеансов.

Игровой массаж для дошкольников

Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. В семье или детско — родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев
Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких.

 Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
         При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. 
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
        Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. 

МАССАЖ РУК.

1. Упражнение «Петушиная семья»

Петя, Петя – петушок,   (Дети качают головой вправо-влево)

Поднял красный гребешок, (Прижимают ладони друг к другу,

раздвинув пальцы, и приставляют их к голове – «гребешок»).

Громко — громко закричал,  

К себе курочек позвал. (Поглаживают левую руку от кисти к

плечу, затем правую руку).

Курочки-пеструшки  ( Похлопывают правую руку в том же направлении ладонью левой, затем левую руку ладонью правой)

Петю услыхали,  

Петю услыхали,  

Быстро прибежали.

А за ними и цыплятки  

Побежали без оглядки.  («Пробегают» по правой руке пальцами левой, затем по левой руке пальцами правой.)

Стали зёрнышки клевать: ( Поколачивают по правой руке пальцами затем по левой руке пальцами правой.)

Клю-клю-клю…, 

Травку сочную щипать:  (Пощипывают правую руку пальцами левой, затем левую руку пальцами правой.)

Щип-щип-щип…  ( Поглаживают правую руку левой, затем левую руку правой.)

А потом давай плясать: 

Тра-ля-ля, тра-ля-ля… 

МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ

1. Упражнение «Овощи»

Выросли у нас чесночок,  (Дети растирают фалангу указательного пальца от ногтя к основанию.)

Перец, томат, кабачок.  

Лук и немножко горошка,  (Растирают фалангу среднего пальца от ногтя к основанию.)

Тыква, капуста, картошка.  

Овощи мы собирали,  (Растирают фалангу безымянного пальца.)

Ими друзей угощали.  

Квасили, ели, солили,  (Растирают фалангу мизинца.)

С дачи домой увозили.

МАССАЖ СПИНЫ

1 .Упражнение «Дятел».

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом,  (Дети похлопывают ладонями по спине.)

Дуб долбил, как долотом.  

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!  (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,  (Поглаживают спину ладонями.)

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!