Консультация для воспитателей

Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему Президенту Н А Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. Согласно программме – 2030 каждый казахстанец должен говорить на государственном языке. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание родной страны через мир и согласие всех народов Казахстана.

Выступая на 14-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что в дальнейшем роль казахского языка в Казахстане будет возрастать – таков естественный ход вещей. Знание государственного языка становиться одним из важнейших условий личной конкурентоспособности. Государственный язык должны знать дети, и тогда через какое-то время, его будут знать все граждане Казахстана.

Уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан. Чем раньше ребенок начнет изучение языка, тем легче ему усвоить язык. Самым благоприятным периодом усвоения языка считается возраст до трех лет, в этом возрасте закладывается фундамент практического овладения речевыми навыками, формируется интерес к изучению казахского языка .

В условиях предметно развивающей среды дети имеют возможность закрепить полученные знания и применить их в свободной деятельности. В этом помогают мне воспитатели всех возрастных групп. Воспитатели используют в своей работе билингвальный режим. Применяют на занятих утренние круги, лексический словарь,обращения, стихи и т.д

Лексикалық жандымасының сөздігі

Лексический словарь, используемый при проведении режимных моментов

1. Таңертең – утро

Қайырлы таң! — Доброе утро! Сәлеметсің бе — Здравствуй

Қалың қалай? — Как дела?

Жақсы — Хорошо

2. Әңгіме -Беседа

Өз мекен –жайыңды айт ( көшесі, үй, пәтер нөмірі) — Назови свои адрес

Сенің сүйікті ойыншықтарың бар ма? Қандай? — Какие у тебя любимые игрушки

Сенің досың бар ма? — У тебя есть друг ?

Кіммен ойнағанды жақсы көресің?- С кем ты дружешь?

Сен кіммен келдің балабақшаға? — Ты с кем пришел в детский сад?

Жолда не көрдің? — Что видел по дороге?

Кешке не істедің? — Что делал (а) вечером?

3. Тазалық әдеттерін қалыптастыру – Формирование гигиенических навыков

Әрқашан таза,жинақы жүретін балалардың достары нелер? — У чистых опрятных детей кто друзья

Айна,тарақ,сабын,сүлгі,су — Зеркало,расческа,мыло,полотенце,вода

Дәретханадан кейін қолдарымызды жууға ұмытпаймыз – Не забудьте после туалета мыть руки

Тазалық-денсаулық кепілі — Чистота – залог здоровья

Сабын –мыло

Сабын салғыш – мыльница

Орамал-полотенце

4.Таңғы ас- Завтрак

Миша бүгінгі таңғы асты білгісі келеді-Миша хочет знать , что сегодня на завтрак

Біздің бойымыздың өсуіне ботқаның қандай пайдасы барын қуыршақ Катя бізге айтып берші! – Кукла Катя расскажи, как каша помагла вырасти!

Миша үстелдің әдемі безендірілгеніне қарап, таңдануда- Миша рассматривает столы и восхищается , как красиво они сервированы

Ең ұқыпты үстел- Самый аккуратный стол

Ең таза тәрелке- Самая чистая тарелка

Тамақтану – Прием пищи

Ұқыпты тамақтанамыз- Аккуратно едим

Нанды аламыз- Берем хлеб

Үндемей тамақтанамыз- Едим молча

Ауызымызды жауып шайнаймыз- Жевать с закрытым ртом

Майлықты қолданамыз- Пользоватся салфеткой

Үстел басында дұрыс отырамыз- Правильно сидет за столом

Пышақты қолданамыз- Пользуемся ножом

Шанышқыны дұрыс қолданамыз- Правильно обращаемся с вилькой

Тамақты мұқият шайнаймыз- Тщательно пережевываем пищу

Таңертеңгілік асқа шақырамын — Приглашаю на завтрак

Ас дәмді болсын — Приятного аппетита

Рахмет — Спасибо

Ас дәмді ма? — Пища вкусная?

Иә,дәмді — Да,вкусно

6.Ұйымдастырылған оқу-әрекеттеріне дайындық- Подготовка к занятию

Убираем игрушки на свои места- Ойыншықтарды өз орындарына қоямыз.

У каждой игрушки есть свой домик — Әр ойыншықтың өз үйі бар. Поставьте игрушки на свои места — Ойыншықтарды өз үйлеріне қояйық.

Әрбір затқа қамқорлықпен қараймыз — Бережно обращаемся с каждой вещью

Әрбір затты өз орнына қоямыз – Кладем вещи на место

7. Шынығу – закаливание

Оянамыз — Просыпаемся

Тұрамыз — Встаем

Арқамызға жатамыз — Ложимся на спинки

Көздеріңді ашыңдар — Откройте глаза

Көрпелеріңді ашындар — Откиньте одеяло

Қайырлы түн! — Добрый день!

Керілеміз, созыламыз — Потянулись

8.Серуен – прогулка

Серуенге дайындаламыз — Готовимся к прогулке

Киінеміз — Одеваемся

Көмектесіп беріңізші — Помогите, пожалуйста

Ең алдымен шұлықты киеміз, содан соң шалбар, күрте — Сначала наденем колготки, затем брюки, кофту

Менің жаныма кел — Подойди ко мне

Мен саған құлықшыныңның бауын байлауға көмектесемін — Подойди ко мне, я помогу завязать шапочку

Түймені тағуға көмектесемін — Помогу застегнуть пуговицы

Жолдасыңнан көмек сұра — Попроси помощь у товарища

Әр киімді ұқыпты жина — Каждую одежду складываем аккуратно

Әр киімнің өз орны бар — У каждой вещи свое место

Құлықшынды, күртелерді жоғарғы сөреге қоямыз — Шапочки, кофты кладем на верхнем полки

Екі — екіден тұрамыз — Встали парами

Өз киімдеріңді тексеріңдер — Проверьте свою одежду

Түйме — Пуговицы

Бауларды — Шнурки

Ештеңе ұмытқан жоқсыңдар ма? — Ничего не забыли?

Ойыншықтарды кім аппарады? — Кто понесет игрушки

Екі-екіден барамыз — Идем парами

Қыз, ұл — Девочка, мальчик

Өз еркімен — По желанию

Бүгін ең бірінші тұрады — Сегодня первая пара

Қалмаймыз — Не отстаем

Тездетіңдер — Поторопитесь

Қолдарымыздан ұстаймыз — Держимся за руки

Өзіміздің жерімізге барамыз — Идем на участок

Ауа райын бақылаймыз — Наблюдаем за погодой

Ауа қандай? — Какой воздух?

Ауа таза — Воздух чистый

Ауа райы қандай? — Какая погода?

Ауа райы ашық — Погода ясная

Ауа райы бұлыңғыр — Погода пасмурная

Игра — естественная деятельность детства. Задача дошкольного образования — по мнению философа и педагога С.И. Гессена — состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры. Поэтому во второй половине дня в группах проовожу сюжетно-ролевые игры, дидактические,подвижные и национальные игры.

Читаем и драматизирум сказки на казахском языке.

Например в группах были выбраны сказки, наиболее любимые детьми и знакомые им с самого раннего детства, такие как «Колобок», «Теремок» и т.д. В начале обучения, так как дети еще мало говорили с целью облегчения их участия в игре-драматизации «Колобок», была ведена роль сказочницы.

Игра-драматизация стала стержнем в работе по изучению казахского языка в русскоязычных группах, начиная уже с младшей группы.

Как богат и красив казахский язык! Народ веками хранил и передавал из уст в уста сказки, эпосы, пословицы, поговорки. В современном казахстане огромное внимание уделяется изучению казахского языка, Огромный труд вложил в развитие грамматики, лексики,фонетики казахского языка такие языковеды: М.Г Арынов, С. Кенесбаев,К. Кайдари.

Казахский язык мелодичен, многогранен, полон философского смысла, точен в передаче того или иного значения. Чтобы выучить казахский язык, достичь его понимания, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, пришел в детский сад. Начиная с детского сада необходимо привить любовь к родному краю, к культуре казахского языка, применяя во время учебной деятельности билингвальный компонент, могут заложить крепкий фундамент для изучения казахского языка ребенком предшкольного возраста. Очень эффективно пошаговое обучение языку: шаг первый — обучение фонетике. Ведь именно фонетика – основа для изучения любого языка. Правильное произношение специфических казахских звуков необходимо отрабатывать в возрасте 3 – 6 лет. Исходя из моей личной практики, дети найболее воспримчивы к правильному произношению звуков, если обучение проводить в форме игры.

Подводя итоги учебной деятельности, педагог говорит детям, что они научились здороваться на казахском языке и чтобы они каждое утро приходили в детский сад и здоровались со всеми окружающими по – казахски. Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Повторяют словарь дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание государственного языка. Я хочу, чтобы мой родной язык, стал языком общения для всех народов нашей многоцациональной страны. Пусть язык Абая, Шакарима, Жамбыла, Мухтара Ауэзова Мукагали Мукатаева будет языком всех народов, проживающих на необъятной территории Казахстана. Я желаю, чтобы страна моя процветала, а благосостояние народов росло. Пусть всегда будет мир и спокойствие в нашей республике!

Роль игры при изучении казахского языка
инфо для родителей

Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши- завтрашние хозяева страны. И поэтому необходимо уже сегодня заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучения язык, тем легче усвоить его. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости знать государственный язык.

На современном этапе развития общества, вопрос обучения государственному языку, становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Двуязычное обучения в детском саду предполагает практическое овладения ребенка казахским и русским языками, как средствами общения.

Ушинский писал: « Язык народа лучший никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет, всей духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ, и вся его Родина.»

Изучение языка- нелегкое дело, однако человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем любой владеющий одним. Решения этой проблемы, в насыщенности содержания образования культурно- историческим материалом, в организации системного подхода к образовательно-воспитательному процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и само реализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются использование новых форм и игровых технологий. Основными задачи по изучению казахскому языку в дошкольном учреждении: с помощью игры научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования произношения специфических звуков казахского языка.
В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир- это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению казахского языка развивают познавательные интересы детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые на организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно», «Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или игровой форме.

На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие игры: «Бусы», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто больше?» Кто позовет слов по определенной теме тот и победитель. По ходу игры я беру на заметку кто усвоил тему, а кто нет. С целью создания интереса разыгрываем разные игровые ситуации. Например: предлагаю отправится в продуктовый магазин, на прием к врачу, поездку в Астану, и путешествии. При изучении тем: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животное» и др. на организованная учебная деятельность по казахскому языку, своевременно закрепляются в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин», «Больница» и.т.д. Я организую работу с детьми с учетам их индивидуальных особенностей. В игре «Покажи и назови» отражается индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я называю слова, а он показывает , а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает , называет цвет на казахском языке.

Соответственно на занятиях ведется работа в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Кыз куу». Выбирается мальчик и девочка одинакового уровня знании. Я или сильный ребенок называет слова на русском языке. А игроки говорят перевод на казахском языке. Кто первым сказал слово делает шаг в перед. Кто дойдет до финиша первым, тот и победитель. Игра «Покажи правильно». Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети должны показать соответствующую карточку. За правильный ответ получают асыки. У кого больше тот и победил. Еще дети любят играть в подгруппах. А для успешной игры реализации поставленной задачи по обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной деятельности необходимо наработка и систематизация доступного материала для усвоения детьми казахского языка с использованием новых форм и технологий. Поэтому, был организован краеведческий мини-музей. Где собирался дидактический, наглядный материал для изучения родного края.

Одним из критериев игровой деятельности- это разнообразные формы работы с детьми:


• Экскурсии-путешествия;
• Театрализованные игры,
• Выставки и конкурсы.

Продолжение изучение и закрепления казахского языка отражается в игровых организованных учебных деятельностях как «Путешествие в космос», «Хочу все знать», «Знатоки казахского языка», «Лидеры ХХI века» и.т. Например: в организованной учебной деятельности на тему «Путешествие в космос» сам учебный деятельность организован как игровой форме путешествие. Дети получают письмо от Звездочета и отправляются в космос. Там они выполняют разные задании от Звездочета, и в конце находят сюрприз который приготовил Звездочет. Организованная учебная деятельность «Хочу все знать» проводится в форме конкурса.. Дети делятся на две команды выполняют разные задания, за правильные ответы получают асыки. В конце какая команда больше собрала асыки, те побеждают.
В заключении хочу сказать, что дети играя учатся применять свой знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В игре воспитывается интерес к изучению государственного языка, Игра- важное средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображения, способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх отражаются и развиваются знания и умения, полученные на организованной учебной деятельности, театрализованные представления и всевозможные игры наиболее подходящие, преемлимы по изучению казахского языка.
На мой взгляд, необходимо развивать механизмы эмоциональной регуляции поведения так же, как и формы интеллектуальной деятельности. Необходимо часто заниматься с детьми развивать речь детей, Оказывать помощь им в изучении государственного языка, следить за детьми и заниматься с ними, и мы воспитаем эмоциональных, уравновешенных умных и способных к обучению детей.

Игры как средство обучения лексике казахского языка

Консультация для воспитателей

«Игpa – этo oгpoмнoe cвeтлoe oкнo, чepeз кoтopoe в духoвный миp peбeнкa вливaeтcя живитeльный пoтoк пpeдcтaвлeний, пoнятий. Игpa – этo иcкpa, зaжигaющaя oгoнeк пытливocти и любoзнaтeльнocти».

В. A. Cухoмлинcкий.

«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание Уильяма Шекспира, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых ситуациях, осваиваем непреложные правила социального общения, «примеряем» на себя разные роли, в том числе и профессиональные, а главное, учимся взаимодействовать с партнерами по игре.

Так что же такое «игра»? Разные ученые дают ей разное определение, но очевидно, что любая игра имеет определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.

По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в занятие и доставляет ребенку удовольствие. Игры для детей в младшем дошкольном возрасте очень важны, особенно при обучении их казахскому языку. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь дети обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес »

Пo мнeнию A. C. Мaкapeнкo, «…игpa – этo вaжный вocпитaтeльный фaктop в пpoцecce oбучeния. Игpa  – нe тoлькo зaбaвa, вeceлoe вpeмяпpeпpoвoждeниe. Oнa вceгдa тpeбуeт дeятeльнocти peбeнкa, a пoтoму пoмoгaeт выpaбoтaть нaвыки oбщeния, нaхoдчивocть, выдepжку, cмeкaлку. Игpы тoлькo кaжутcя чeм-тo нeoбязaтeльным, нa caмoм жe дeлe тpeбуют мaкcимaльнoй энepгии, умa, caмocтoятeльнocти, cтaнoвяcь пopoй пoдлиннo нaпpяжeнным тpудoм, вeдущим чepeз уcилиe к удoвлeтвopeнию…»

Изучение казахского языка в дошкольных организациях позволяет полнее реализовать его воспитательный и развивающий потенциал, оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на казахском языке детьми дошкольного возраста и тем самым способствует формированию гармонично развитой личности ребёнка, его общих и языковых способностей, более прочному усвоению казахского языка при его дальнейшем изучении. Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком казахского языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческую активность. Изучение казахского языка приобщает детей к культуре казахского народа. Сейчас совершенно ясно, что знание государственного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, игра является наиболее приемлемым способом успешного обучения казахскому языку. Организованная учебная деятельность строится так, чтобы атмосфера игры царила на ней с первой и до последней минуты. Чем больше детей погружается в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, тем успешнее будет происходить обучение.

Игры подразделяются на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные, которые можно использовать в обучении языку.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, аукционы, настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.
Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмо-мелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру.
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в «Шалқан» и «Үйшік» в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.

С целью формирования фонематических, коммуникативных и навыков говорения, во время организованной учебной деятельности можно использовать игры и игровые приёмы по темам.
Среди игр и игровых приемов, направленных на развитие этих навыков можно выделить: различного рода загадки (артикуляционные, звуковые, цифровые, предметные) в исполнении педагога или кукольного персонажа (дети комментируют отгадки словами «Иә» или «Жоқ», игры «Суық-ыстық», «Тыныш-шулы», «Жақсы-жаман»; «Мақсатқа жет» (ребенок с завязанными глазами должен дойти до определенной цели с помощью подсказок педагога на казахском языке), альтернативные игры-упражнения, выполняемые педагогом или куклой и сопровождаемые оценкой детей («Иә»-«Жоқ», аплодисментами).

Во время изучения тем, таких как: «Менің отбасым», «Санау», «Түстер», «Жануарлар», «Қонақ күту», «Дүкен», «Киімдер», «Көкөністер және жемістер» «Біз мектепке барамыз», проводятся следующие игры:
• «Не жоқ?» Педагог убирает несколько игрушек или карточек, лежащих среди прочих на столе. Дети, «проснувшись», должны назвать эти игрушки или карточки.
• «Досыңның даусын таны». Один из детей поворачивается лицом к доске, а дети выходят к доске и здороваются .Нужно угадать, кто поздоровался и ответить .Если ответ правильный, то водящим становится тот, кого узнали.
• «Жануарлар». Дети должны назвать как можно больше зверей, имеющихся у них.
Таким образом, можно сделать вывод, что большую помощь в обучении казахскому языку оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к языку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Итак, что же касается способов создания игровых ситуаций общения дошкольников на казахском языке, то здесь необходимо воссоздать в этих целях внутренние и внешние условия общения. К внутренним условиям общения в данном случае относятся мотивационная основа и речевая установка на изучение казахского языка.
К внешним условиям общения относятся обеспечение предметного содержания общения и организация коммуникативной обстановки во время организованной учебной деятельности.

Игры на уроках казахского языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению казахского языка начинает ослабевать.

Следует отметить, что коммуникативная обстановка должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Созданию такой обстановки способствует также оснащение учебной комнаты игрушками, игровыми атрибутами, магнитной доской и магнитофоном. Все это является необходимыми условиями для детей дошкольного возраста.

Применение игровых технологий дает положительные результаты, что сказывается на достижениях детей к концу учебного года.